НАЗИРАТЕЛЬ

Литературным памятником Руси является первое пособие по организации дома и  домашнего  хозяйства, а также плодоводству, овощеводству и земледелию “Назиратель” (XVI в.). В нем даны практические советы по выбору места под дом, описаны тонкости подготовки строительных материалов, выращиванию полевых, садовых, овощных культур, по возделыванию пашни, огорода, сада, виноградника.

НАЗИРАТЕЛЬ

 

 

КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ ПОПЕЧИТЕЛЬ

то есть описание домашних дел. В ней двенадцать частей, которые о всяких домашних делах излагают правила, ибо многое в жизни относится к домашним делам, без которых дом пребывать не может, а при исполнении их - может назваться домом, как пруды и колодцы зовутся так по воде, пашни и нивы - по хлебу, по овощам и фруктам - огороды и сады; а также о ветрах, для человека полезных,- и обо всем о том книга эта излагает подробно, как и что, и в какое время исполнить, и прежде всего излагает книга, как познается воздух - или ветер - здоровый или вредный

 

 

 

 

Мудрые слова:

     Толкование. Те, которые следуют пагубному колдовству, ходят к волхвам и колдунам или приглашают их в дом свой, желая узнать через них неизреченное нечто, как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ловчих птиц для охоты или развлечения и для прельщения толпы, или верят в судьбу и в родословцы, то есть в рожаниц(29), и в колдовство по звездам(30) и гадают по облакам бегущим, - всех, творящих такое, повелел собор на шесть лет отлучать от причастия, пусть четыре года стоят с оглашенными, а остальные два года - с верными, и тем самым сподобятся божественных даров. Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то от церкви - везде и всегда - пусть изгонятся. О волхвах и колдунах говорили богоносные отцы и церковные учителя, а больше всех Иоанн Златоуст говорит: те, кто занимается волшебством и колдовство творит, если даже они и изрекают имя святой Троицы, если даже и творят знамение святого креста Христова, - все равно подобает их избегать и от них отвращаться.

«Домострой» — памятник русской литературы, литературное произведение в жанре «поучения», сборник правил, советов и наставлений.

{mospagebreak title="КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО. ПРИГОДНОЕ ИЛИ ВРЕДНОЕ ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"}   

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО. ПРИГОДНОЕ ИЛИ ВРЕДНОЕ ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

     О местах и о земле, пригодных для жизни человека, следует вести особое рассуждение: во-первых, ради здоровья там живущих людей; во-вторых, исходя из плодородия почвы. Что происходит со здоровьем людей - о том поначалу речь. 

     Врач Авиценна пишет, что различны бывают по признакам жизни места, говорит о возвышенностях и низинах и о составе почвы, а именно: будет ли она болотной, известковой или кислой, или преисполнена разных руд; а также об изобилии, недостаточности или малости вод, и о составе веществ в той воде и о том, что от нее родится: деревья, сады, огороды, родники и прочие им подобные вещи, которые различаются тем, при горах ли они, у моря ли, или у рек больших, и нет ли там низких мест, оврагов или какого зловония.

     Природе человека жаркие страны вредны, кожу смуглят и волос курчавят, и оттого - где жара великая, а влажности мало (как это есть в Египте или в стране эфиопов), там люди не могут быть крепкими и долговеч­ными, и годам к тридцати уже приближаются к старости, и остаются слабыми, робкие духом, ибо в людях таких ум и сила не сливаются вместе, но от жары разжижаются. В холодных же странах люди бывают смелее и лучше по пищеварению; а если к тому же там влажно, люди быстро грузнеют, жилы у них глубоко зарастают плотью, а сами они белы, однако разумом слабы. В странах же влажных люди лицом красивы, плоть и кожа у них - мягки, в работе слабы из-за быстрого утомления, ибо летом у них нет сильной жары, а зимою страшных морозов. Случаются там лихорадки часто, а также болезни желудка и горла, чрезмерное кровотечение, прежде всего - у женщин, но также у всех по низу, моровые поветрия часты. Люди, живущие в странах сухих, бывают сухи и кожею смуглы, и усушение мозга у них приключается: летом сильный там жар, а зимою страшная стужа.

     В местах высоких и гористых люди, живущие там, бывают здоровы, в работе сильны, долговечны, выносливы. В низинах живущие люди, поскольку там воздух туманный и влажный, имеют слабое тело, особую слабость желудка и печени или, иначе, - бессилие. Важней же всего: если есть там воды стоячие - пруды и болота,- там свежего воздуха нет. В местах же каменистых степных, не в лесных, летом бывает слишком жарко, зимой же морозно, тела у людей здесь крепки, долговечны, они волосаты, приземисты, но преобладает у них сухость тел. Эти люди добры, но упрямы и нравов суровых, к войнам охочи, а рассудком и разумом своевольны.

     А люди, которые долго живут в горах, высоких и снежных, претерпевают такую нужду, как и те, что в прохладных местах живут, ибо в таких-то местах особенно часто бывают моровые поветрия: пока у них снег лежит - тогда еще воздух здоровый, но только растает снег - встает туман с испарениями, и ветер его не развеет. В местах же приморских всегда равномерность тепла и холода будет, потому что воздуха влажность никаким переменам не способствует.

     О полуночных, то есть о северных, странах то же нужно сказать, что и о странах холодных сказано выше: там чрезмерная стужа, пронизывающая тело, уничтожает причины многих болезней и вызывает хорошее пищеварение, и оттого, не давая развиться заразным чирьям, долгую жизнь дарует, нерушимую крепость, добрую кровь, хотя и у этих людей бывают болезни - от сжатия и от спекания внутренних мокрот, поскольку извне нет средства их разогреть - тепла, нутро согревающего, так что такие люди по горячности духа бывают хищными, держатся волчьих законов. В странах же южных природа и суть людей таковы же, как сказано выше о землях жарких, потому что погода там жаркая, а вода соленая или сернистая; оттого и головы там живущих наполнены вредных мокрот, как и свойственно это живущим на юге, и желудки у них расстроены, и не крепки они, поскольку из-за мокрот, истекающих с головы, тела их слабы, и рыхлы, желание есть и пить небольшое, да и вредно питье им по слабости их и голов и желудков; а если падут заразные чирьи - болячки, их нелегко излечить; кровотечения женщин прекращаются трудно, так что и плод прежде времени часто из-за разных болезней отходит; у мужчин же исходит кровь из нутра и бывает болезнь, которую лекари именуют геморроем, и слабеет зрение. У молодых все такие болезни можно еще излечить, но старых, лишь минует им пятьдесят, паралич настигает, или иначе сказать - расслабление, и это все от постоянного насморка - истекания вредных мокрот головы, потому что головы их преисполнены этих мокрот, отчего и мучат таких людей болезни страшные: удушье, разные грыжи, особенно если в этих местах совмещаются жар и холод, люди зимой получают надолго грыжу, зато лихорадки острые случаются редко, ибо нутро у них очень разжижено, и в нем растворяется вредность, которая есть в природных мокротах...

 

 

В мире мудрых мыслей:

     О 24 правиле Анкирского собора(31). Те, кто волхвует, кто следует обычаям язычников, и те, кто вводит колдунов в дома свои для совершения колдовства и для очищения от отравления, лишены причастия, согласно правилам, на пять лет в определенном порядке: три года внутри пребывать, и вне церкви два года, - только молитвы без просвиры и без причастия.

«Домострой» — памятник русской литературы, литературное произведение в жанре «поучения», сборник правил, советов и наставлений.