НАЗИРАТЕЛЬ
   

В ЧЕМ НУЖДАЕТСЯ КАЖДОЕ ДЕРЕВО В СВОЕМ РАЗВИТИИ, КАКИЕ ДЕЛА И СРЕДСТВА СПОСОБСТВУЮТ РОСТУ И ЕГО ПЛОДОНОШЕНИЮ

 

     Каждое дерево, как и животное, в четырех нуждается вещах для своей сохранности: во-первых, в собранном в семени веществе; во-вторых, в хорошем месте, в-третьих, во всякой влаге для развития и подкормки, в-четвертых, в нужном ему воздухе. Если все эти вещи имеет дерево, то как следует разовьется и разрастется, а если хотя бы чего одного не будет - развитие и плодоношение прекратятся.

     Для лучшего роста овощей и плодов, вообще всего, что корень в земле имеет, требуется еще пять вещей: семян, удобрения (лучше навозом), водной влаги, прививки, или прищипывания, которым здесь называем скрещения одного отростка с другим растением. Из этих пяти вещей первое - семя, которое несет в себе действительный образ растения, так что в семени есть и исходная плоть его и крепость развития; вторая вещь - удобрение, которое содержит в себе силу для развития растущих растений, но приемлет ее от силы тепла небесного круга, то есть от звезд и от солнца. От влаги, возникшей смешением стихий, исходит второй источник вещей растущих, ибо растение влагу, прорастая, тянет в себя из земли и превращает в плоть свою силою солнца; сама по себе вода растений не набирает тела, но влагой своей и текучестью все вещества растворяет, чтобы лучше по всем частям растущих растений они расходились, поскольку по твердости их иначе не расходились бы по дальним частям растений, как происходит это с помощью влажной воды; и хотя сама по себе вода вещь скользкая, или текучая, однако питание, в тело внесенное, в нем оставляет, его усваивает, чтобы потом превратиться в ткань дерева или травы.

        Прививка - скрещение ветви одной с другою, чтобы дерево лучше плодоносило, поскольку подвой несет в себе соки густые и, растворенные силою солнца, вверх подает до привоя, хотя бы и другого сорта, лишь бы свежего. И так три вещи служат развитию и образованию дерева или травы, а две - его росту и увеличению: рождению служит пророщенное семя и прививка, потому что всякая вещь, которая может вырасти или умножиться, должна иметь в себе силу развития, приводящую к воплощению своего вида, а сила такая сосредоточена в семени, как в силе исходной. А поскольку сила и крепость прорастания происходит от верхней и высшей силы небесной, которая является силой всеобщей, то и те обе силы нужны для рождения всякой растущей вещи. Третья вещь - прививка привоя к стволу - ей подобна, за ней и следует, хотя чуть-чуть изменяет образ растения в его принадлежности к виду, но мало относится к его существу. Что же касается жизни, питания и сохранения дерева, служат тому две вещи. Первая - это соки растения, которые его питают, и вода, которая помогает растворить вещества и текучестью влаги разносит их по растению. Есть еще и другие, весьма способствующие росту и развитию, и плодоносности дерева, отчасти выше уже указанные вещи: пригодное место, воздух полезный и чистый, но они не влияют на плоть растущих растении, лишь помогают развитию семени - гниением и влагою места и воздуха, нужных всякому семени, также способствует росту деревьев, смешивается с соками семени в подобном гниении и входит в питание с нею вместе, помогая рождению, как то бывает и при рожденье животных. Деревья и травы, когда наступает тепло, быстрее растут в ночной прохладе, а иногда и вянут от жаркого солнца, которое, влагу из них выводя, их иссушает. Зимой же, когда деревья в вершинах от стужи сожмутся и осядут, тогда внутри они наполняются соками, которые ходят там больше, чем летом. Есть и другое, нужное очень для роста деревьев - здесь и нужна человека помощь - переменить состав земли, потому что деревья живые, как бы животные в первой степени, несут в себе много исконных стихий. Оттого точно так, как изменяет природу животных воспитание их, так и возделывание почвы или нивы помогает их росту и плодоношению. [...]

     [...] Где хочешь посеять лен, прежде засей бобами или горохом; после его запашут, чуть подрастет он или только-только взойдет - этим хорошо удобрять землю; а лучше, если бы такие бобы или горох были вымочены до клейкости, а потом разбросать их рукой, запахать и забороновать,- все это делает почву плодородной. Говорят о золе, что имеет такую же силу, почему и сжигают сухой навоз, а золу руками по ниве разбрасывают и потом запахивают, если собираются посеять лен или иное какое семя. А срок вывозить навоз и разбрасывать - от начала сентября в продолжение прочих месяцев вплоть до мая, а во время больших морозов зимою разбрасывать можно прямо по озимым. И в иное время можно его разбросать по ниве, особенно в дни, когда можно навоз припахать и прикрыть, как в садах, так и в поле,- был бы навоз свежим. Навоз можно также делать из соломы, из жмыхов и половы там, где скотины немного. Таким же образом разбросать солому, очеси, полову по грязной дороге, во дворе или в грязных ямах, и когда все это утопчется через пятнадцать дней, дождем и водой пропитается, в кучу большую сложить, сделав поверху шире, а в середине пусто, чтобы дождь и всякая влага, ее заливая, там оставалась; и когда уже там за лето все улежится и сгниет, вывозить на поле в ту пору, какая прежде описана.

 

 

Крылатые фразы:

       В монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключенных посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что попросят; вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь, и всех. кто страдает в бедности и в нужде, как нищего не презирай, пригласи в свой дом(36), напои, накорми, согрей, с любовью и с чистою совестью приветь; их молитвами получишь от Бога милости и грехов отпущение. Поминай и родителей своих покойных подношением в церковь божию на панихиду и на службы(37), и дома поминки по ним устраивай, а нищим раздай милостыню: тогда и тебя не забудет Бог.

«Домострой» — памятник русской литературы, литературное произведение в жанре «поучения», сборник правил, советов и наставлений.