НАЗИРАТЕЛЬ
  

О КАПУСТЕ

 

     Листья капустные сухие, прохладные рождают густую кровь, меланхолию вызывая, и придают зловоние тем, кто часто капусту ест. Капуста - пища густая и крепка для желудка, отвар из нее смягчает живот, отворяет легкие, сушит их, но сама капуста, без супа, запекает живот, хотя недостаток этот снимается, если варить капусту в двойной воде, первую прочь сливая, а потом отварить вторично, заправив жиром. Белокочанная в поле зиму не держится, портится, красная же покрепче, всю зиму может в поле стоять, и если листья с нее срезать, весной пойдут новые. Если верх не будет об­резан, летом станет цвести и даст семена, а если верхушка обрезана, цвету не будет, но сила семян обернется вглубь и пустит столько отводков, что сможет стоять много лет, разрастаясь. [...]

Если сушеной капустой посыпать раны - излечит от собачьих укусов, новые и старые раны исцелит хорошо, а Исаак пишет, что капуста, отваренная чуть-чуть, живот отворяет, а долго варенная - запекает. Плиний пишет, что капуста квашеная или кислая охраняет от пьянства, сопротивляясь вину, укрепляет жилы и хорошо помогает расслабленным и дрожащим суставам; молоко у матерей кормящих увеличивает капуста сладкая, сок ее спасает от всяких ядов и от укуса собаки бешеной. Запаха вареного капустного семени страшатся ужи и змеи. [...] Гален говорит, что если младенцам давать капусту печеную, рано они начинают ходить. Из свойств ее отметим такие: сушит язык, укрепляет сон, чистит голос, а лучше всего - капуста, отварена с мясом свиным, свежим или соленым.

 

Мысли мудрых людей:

       Святителям - и попам и монахам, - царям и князьям, и всем христианам следует кланяться образу Спасову и животворящему кресту, и пречистой Богородице, и святым небесным силам и всем святым, и священным сосудам, и святым почитаемым мощам таким образом: правой руки соединить персты - первый крайний да нижних два концами сомкнуть, - этим знаменуется святая Троица; средний перст выпрямить, чуть наклонив, а соседний повыше, выпрямив - они знаменуют две ипостаси: божеское и человеческое. И перекрестить себя спереди так: сначала руку возложить на чело, потом на грудь, после на правое плечо и, наконец, на левое - так по смыслу представлен и крест Христов. Потом головой поклониться до пояса, большой же поклон - головой до земли. Молитвы и мольбы - на устах, а на сердце - умиление, и во всех твоих членах - сокрушение о грехах, слезы текут из очей и от души - воздыхание. Устами - Бога славить и воспевать, умом и сердцем и дыханием молить о благом, рукою креститься, а телом склоняться до земли или в пояс - и всегда поступать только так. Архиереям же и священникам рукой точно так же перекрестить христианина, просящего у них благословения.

«Домострой» — памятник русской литературы, литературное произведение в жанре «поучения», сборник правил, советов и наставлений.